Mosanons.ru — мы знаем о 260 событиях в будущем из 275 источников

На сайте ER.RU - онлайн-интервью "Лицензирование управляющих компаний"

С момента работы управляющих компаний по новым правилам прошло полгода. Сколько компаний не прошли лицензирование? Как изменился рынок услуг ЖКХ? На эти и другие вопросы ответил в пятницу, 23 октября, исполнительный директор проекта "Школа грамотного потребителя" Александр Козлов.

Лицензирование – инструмент, который позволяет навести порядок на рынке управления домами. Вступивший в силу в 2005 Жилищный кодекс дал возможность свободного рынка частных компаний. Бывшие ЖЭКи и ДЕЗы стали менять таблички и превращаться в коммерческие организации, но подходы и принципы их деятельности зачастую оставались прежними. Большая часть жителей на протяжении практически десятилетия не увидела резких изменений в качестве оказываемых жилищных и коммунальных услуг. Можно долго ссылаться на непросвещенность собственников, но для УК старой формации как раз неграмотный  житель и нужен. Такой житель меньше задает вопросов, не знает куда обращаться за защитой своих прав, вовремя платит, а если не платит – сумма долга взыскивается через суд. В такой "мутной воде" было удобно работать, но долго это продолжаться не могло. Многочисленные соц опросы фиксировали неудовлетворенность россиян качеством работы своих УК и положением в сфере ЖКХ, сотни тысяч обращений в федеральные и региональные органы власти. В добавок недобросовестная конкуренция УК приводила к фактическим боевым действиям за передел управления домами и жители становились заложниками ситуации, получая по 2-3 квитанции за одни и те же услуги от разных компаний. Все надежды на саморегулирование деятельности УК пока оказались не оправданными. Сейчас все больше появляется СРО, объединяющих УК на добровольных принципах, вырабатывая внутренние стандарты, такие компании конечно заслуживают доверие жителей и создают реальную конкуренцию компаниям-однодневкам. Но пока СРО находятся в начале пути, а ждать и дальше пускать  ситуацию на самотек Правительство России не стало. Введение лицензирования деятельности УК важный этап в наведении порядка в жилищно-коммунальной сфере.

До 1 мая все УК должны были пройти процедуру лицензирования, а должностные лица таких компаний сдать квалификационные экзамены. По итогам лицензионной кампании около 13 % от общего числа не получили лицензию (т.е. из 12500 только 11 000 дошли до финишной прямой).  Некоторые УК сами отказались заниматься этим бизнесом и просто не стали подавать документы, часть компаний действительно не соответствуют лицензионным требованиям и получили отказ. А те кто решил получить лицензию после 1 мая, конечно могут это сделать, но привязки домов к такой лицензии уже не будет. Это означает, что такой УК нужно будет заново заслужить доверие собственников и провести общие собрания по каждому дому. И конечно воля большинства собственников будет решающей. А любые фальсификации с протоколами собраний будут жестко пресекаться. Последние поправки в ЖК определи статус протокола как официального документа, а значит "рисование" результатов может стать поводом для возбуждения уголовного дела. Также законом предусмотрена процедура дисквалификации руководителей УК, ведется соответствующий реестр, запрещающий занимать руководящую должность до 3 лет. Ситуация с гастролирующими по регионам компаниями теоретически возможна, но не нужно недооценивать наших собственников. Имея негативную историю и не имея опыта работы на новой территории, практически сведет на нет шанс выбора собственниками такой УК.  

До принятия поправок никто не знал, сколько УК работают на рынке конкретного города или региона. Сейчас каждая компания, получившая лицензию, попадает в региональный реестр, а реестры регионов сводятся в общефедеральный реестр лицензированных УК. Любые изменения отражаются в реестре, в т.ч. сведения о домах, находящиеся в управлении. Ситуации, когда у двух компаний в управлении находится один и тот же дом быть уже не может. Привязка конкретного дома идет к лицензии конкретной УК. Любой переход дома из управления одной УК к другой, находит отражение и в лицензии с приложением перечня домов.

Введение обязательного лицензирования не проходило без экспертных и профессиональных дискуссий. Это позволило организовать процесс  так, что решение выдать лицензию или нет принимает не чиновник из ГЖИ или профильного министерства, а лицензионная комиссия. Состав и численность комиссии утверждает на региональном уровне, и важно что в обязательном порядке предусмотрено вхождение представителей добровольных СРО УК, региональных общественных палат, некоммерческих и общественных организаций в сфере общественного контроля и жилищного просвещения. Такой баланс позволяет тщательно проверить соответствие УК лицензионным требованиям, контролировать процесс прохождения квалификационного экзамена, коллективно принимать решения о выдаче или отказе в выдачи лицензии. Решение комиссии также может быть оспорено в судебном порядке. Вместе с тем, важно обеспечить постоянное участие всех членов комиссии на заседаниях, ротацию членов комиссии. Не допустимо без уважительных причин пропускать заседания, где решается важнейший вопрос, касающейся сотен и тысяч жителей.

Многие наши коллеги – руководители региональных ШГП вошли в состав лицензионных комиссий и добросовестно выполняют возложенные на них обязательства и по сей день. Важно не просто проголосовать или поставить свою подпись в протоколе, а очень ответственно изучить пакет представленных документов, соответствие раскрытия информации о деятельности УК установленным стандартом требованиям. А в последующим возможно придется принимать решение об аннулировании лицензии у УК и передачи материалов в суд. Просто получить лицензию и продолжать не качественно оказывать услуги, сложно ее удержать!

Прошло уже пол года с момента запрета на управление домами УК без лицензии. Выявляются пробелы и сложности в правоприменительной практики.  Проводятся различные практические мероприятия, происходит обмен региональным опытом. Так, например, уже внесен законопроект уточняющий статус должностного лица УК, на практике встречались случаи, когда директора посылали своих заместителей, а сами не хотели сдавать квалификационный экзамен.

Если это УК – то лицензия должна быть обязательно. Если собственники объединились в ТСН (ТСЖ), то такая деятельность не подлежит лицензированию. Но представим себе ситуацию, что УК могла совершить два и более административных нарушения в доме, но при этом собственники хотят продолжить работу с ней. В этом случае закон позволяет собственникам наложить свое вето на решение лицензионной комиссии и сохранить такую УК. Последнее слово всегда за собственниками. Важно только чтобы такое решение было взвешенным

Пока такого запрета учреждать новые компании закон не содержит. Но мы должны исходить из того, что собственники стали более грамотными, их решения на общих собраниях стали более взвешенными. Приглашая на дом новую УК нужно поинтересоваться ее историей и уточнить рекомендации жителей, обслуживаемых ей домов. А если никаких данных собрать не удалось, то просто стоит задуматься, а стоит ли покупать "кота в мешке" и приглашать управлять своим домом совсем неизвестную компании. Лучше сделать свой выбор в пользу проверенной компании или УК состоящей в членстве в крупной СРО.

В начале старта лицензионной кампании, в рамках проекта "Школа грамотного потребителя", мы запускали разные потребительские рейтинги, которые позволяли оценить УК конкретного города или региона, выделить УК-лидеры и аутсайдеры.  Идея прижилась и сейчас многие муниципальные образования на своих официальных сайтах предоставляют жителям возможность высказаться о работе УК и поставить ей оценку. Большие долги за коммунальные ресурсы, огромное количество жалоб жителей и отсутствие их исполнения, непрозрачность в расходовании средств на содержание и ремонт- типичный портрет УК, отвечающей признакам "черного списка". Результаты рейтингов использовались в работе и лицензионных комиссий. А покинуть "черный список" конечно возможно, главное изменить отношения к жителям и начать качественно управлять домом.

А подводя итог хочется отметить, что рано или поздно мы придем к профессиональному саморегулированию рынка УК, и вопрос сроков зависит как не странно от самих управляющий компаний.

Козлов Александр Михайлович, исполнительный директор проекта "Школа грамотного потребителя" Родился 4 июня 1984 г. в г. Камышине Волгоградской области

2006 г. – закончил с красным дипломом юридический факультет ФГОУ ВПО "Волгоградская академия государственной службы"

2006 г. – 2011 г. – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ" Волгоградский филиал

2007 г. – 2012 г. -  Региональный директор Волгоградской Школы жилищного просвещения

2012 г. – 2013 г. – руководитель правового департамента Всероссийской Ассоциации ТСЖ и ЖСК

2012 г. – 2014 г. – Эксперт Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике

2013 г. – 2015 г. – первый заместитель исполнительного директора НП "Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль"

2014 г. – по н.в. – исполнительный директор федерального проекта Минстроя России и Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - "Школа грамотного потребителя"

Постоянный эксперт по вопросам ЖКХ телевизионных компаний "Первый канал", "Россия 1", "Россия 24", "ТВЦ", газеты "Российская газета", "Комсомольская правда",  "Коммерсант" 

Добавлено: 10.11.2015 17:56:00 (МСК)

Источник: Единая Россия